Про творчество Громыко для Фантлаба, чтоб не потерять, вдруг пригодиться .Расширенное и дополненное
.
читать дальше
Самая знаменитая серия у Громыко про рыжую ведьму, этакий фанфик на реальную жизнь, с авторским альтер эго в главной роли. Благодаря самоиронии получился симпатичный любовно-приключенческий роман, сильно разбавленный ситкомовскими сценками. Сюжет задает начальную и конечную точку истории, а почти вся середина занята комедией положений и прочими приколами. Самый большой плюс серии в непринужденном натягивании фентезино-магическогоантуража на повседневный мир вокруг автора. Самый большой минус отсутствие хоть какого-то антагониста. Все противники героев на редкость проходные персонажи без прошлого и особых примет.
Следующий роман, Верные враги, на мой взгляд, уже на голову выше цикла. Главные герои, по сути, доработанные персонажи белорской истории, из мира не так сильно выпирает наша реальность. Но все равно видно, что автор описывает современников и современный мир, подретушированный как фентези. Выглядит такая ретушь осознанной и воспринимается симпатичной фишкой автора. Среди главных персонажей появилось противостояние, которые хоть как-то искупает идущих глубоким фоном антагонистов.
К финальному сражению автор подводить персонажей намного лучше, чем было в Белорских хрониках, хотя конец книги и выглядит необоснованно-внезапным, когда с дорожно-походных приключений дело сразу переходит к эпической битве добра со злом.
Цветок камалейника выглядит как попытка уйти к другим персонажам и методу повествования. Развязка со спасением мира сильно скомкана, а вступление с жизнеописанием героя затянуто. Еще одна приятная неожиданность автор выводит антагониста в начале истории и даже дает ему солировать пару глав. Противник получился, мягко говоря, не харизматичный, но для автора явный прогресс. Попытка сделать противника живым человеком получилось неудачная, вроде бы все на месте, но чего-то не хватает, есть у меня подозрение что прошлого. Описанный мир никаких эмоций не вызывает, подобное описание «умирающего королевства» после захвата врагами, было много раз, автор ничего нового про этот образ не сказала.
Про вИдунью ничего говорить не хочу, чтобы не скатиться в маты и междомения. Но схема повествования, как было еще в книге Профессия Ведьма.
Плюс на Минус, в соавторстве получился ни о чем, элементы городского фентези безболезненно убираются, и получается ироничный «детектив» с шаблонными персонажами, которых сейчас множество. Расследования как такового в книге нет, все действие сосредоточено на ситкомовским взаимоотношениям двух персонажей.
Космобиолухи, опять в соавторстве. Начало у меня вызывает ностальгию, давным-давно было много книжек, когда герой собирает разношерстную команду и отправляется в космическое приключение, попутно разнимая членов своей банды и резруливая их личные конфликты. Сейчас космической наемнической романтики не в пример меньше. У поклонников Булычева тоже должно появиться много ассоциаций. На мой взгляд, авторы взяли не самые удачные отсылки, из которых временами кажется, что читаешь юмористический памфлет в профильной газете. Больше половины персонажей лишние, такое впечатление, что Громыко их ввела только чтобы пропесочить бывших коллег. От описания «биолухов» остается впечатление, что их списали из производственного романа 30-летней давности, по дороге превратив в карикатуры.
Команда пиратов на таком фоне выглядит даже неплохо, несмотря на шаблонную анимешность и анимешные же «качели» с характерами. Увы, мгновенные переходы в аниме от трагичности до бугагашечек, даже в юмористической фантастике отдает шизофренией. А при встрече с очередной немного рассеянной блондинкой, которая гениальный механик, хочется только спросить, ну сколько можно?! Впрочем, домовой-механик тоже не порадовал. Пилот-солдат-мастер-на-все-руки чуть ли не строго по ГОСТу, хакер-неудачник и бывший полицейский, подвязавшийся пиратом, пытаются претворяться оригинальными, но от шаблонных схем недалеко ушли.
Историю мог бы спасти киборг, попытки вычислить которого, вполне могли уравновесить недостатки, но авторы предпочли описывать комедию положений, разбавленную КВНом. Если для простого читателя интрига «кто киборг?» еще представляла интерес из-за слишком очевидной разгадки, под которой обычно второе дно, то для самых преданных поклонников Громыко, даже такого вопроса не было. В одном из рассказов автора встречается абсолютно идентичный персонаж-киборг. Как бы открытая концовка вызывает одно недоумение, для чего это было сделано?
Мир Космобиолухов авторы строят так же, как и Белорию, заретушировав повседневность под космические приключения. Получилось очень неудачно, описываемое как-бы будущее со множеством анахронизмов и карикатурных деталей, даже не на повседневность, а на уже уходящее в прошлое вещи, выглядит не оригинальной авторской задумкой, а халтурой и небрежностью. В отличие от мира в декорациях фентези, при описании будущего, даже схематичного, анахронизмы надо хоть как-то объяснять.
Во всех книгах, даже в соавторстве, проявляется одна сюжетная схема. Сначала происходит неторопливое бытописание одного из персонажей, потом происходит событие, заставляющее героев отправиться в дорогу, потом «мы едем-едем-едем» под шутки-прибаутки и внезапная битва, разной степени эпичности.
Персонажи
Персонажи всех книг укладываться в типажи, обкатанные еще в Ведьме. Существенно они не отличаются, автор иногда делает акцент на разных чертах характера, но в целом у них один набор качеств. Кто-то получился ярче, кто-то шаблоннее, но постоянно укладываются в типаж.
На самом деле, что персонажи укладываються в типажи это ерунда, а вот что они сами и их взаимоотношения не меняются на протяжение все истории это большой минус. Какой нам в начале книги Профессия ведьма автор рисует Вольху, такой она и остается до самого конца цикла. Как в самом начале Верес и Шелена относятся друг к другу уважительно-настороженно так все до конца и осталось. Как автор указал лидера в собранном отряде, так он до самого конца и рулит. Никаких изменений не предусмотрено.
Единственным поползновением в сторону описания эволюции взаимоотношений героев был Плюс на минус, но там получилось слишком невнятно и опять шаблонно.
С язвительно-ироничной и языкастой Вольхой-Шеленой, автор похоже расстался окончательно. Что тут можно сказать, хороший образ уверенной всебе и своих силах девушки получился удачным. Ироничная, иногда самоуверенная, с трагедией в прошлом. Наверное, даже хорошо, что автор перестал этот образ использовать, потому что после Верных Врагов не особенно понятно, куда его можно развивать.
Остальные типажи с незначительными вариациями кочуют из книги в книгу.
Крутой парень в тяжелых обстоятельствах
Потенциально самый сильный во всех планах персонаж из группы героев, и наиболее информированный, но на текущий момент не может использоватьсвои плюшки, частично или полностью. Красив, образован, талантлив, ироничен, рассудителен и демонстрирует спокойную собранность в сложных обстоятельствах. Циничен в той или иной мере. Естественно с трагедией в прошлом. И каждый раз центральный персонаж, поэтому про него и можно более-менее развернуто сказать.
Лен и Белорских хроник, Верес из Верных врагов, Альк из Годакрысы и Брент из Цветка Камалейника это типаж в чистом виде, отличаются друг отдруга они буквально парой деталей. Ден из Космобиолухов в этой же категории, последний не настолько очевидно, но если знать фишку с киборгом с самого начала, как раз укладывается.
Языкастый пройдоха
Главный юморист в компании, шуточки по поводу и без, чаще всего ниже пояса, способность так или иначе развести народ на деньги и всякие прочие сомнительные работы.
Дракон из Верных врагов, горец из Цветка Камалейника, Жар из Года крысы. Еще можно добавить орка-приятеля главной героини из Белорских хроник, который отличается исключительно классом шуточек, а вот остальные временами юморят как под копирку.
Наивная девушка
Красивая, в меру умная, наивная в разной мере и периодически решительная.
Главная героиня Плюс на минус как проба, героиня Года крысы как апофеоз образа, Полина из Космобиолухов и девушка-жертва из Цветка Камалейника. Про двух последних впечатление, что их ввели для галочки.
Простоватый, но обаятельный рубаха-парень
И даже не вдруг придумаешь что еще про него сказать, кроме того что присутствует не во всех книгах.
Тед из Космобиолухов, обережник из Цветка Камалейника, можно еще добавить Роксану из Ведьмы.
А теперь докажите все, что вы написали, текстом
1. Что именно говорит об организаторских способностях (потому что тот факт, что команда не может нормально завершить ни одну доставку говорит об отсутствии оных);
2. Про командирские тоже неплохо бы развернуть.
3. Отличный военный - ? - Почему отличный, а не хороший или, например, превосходный?
4. Терпеть не может преступников - но с пиратскими товарищами он ничего так общался.
5. Откуда взялся жесткий характер?
6. Я вот тоже не страдаю постравматическими синдромом, а также еще много чем, это меня как-то характеризует?
Ну, и так далее - про коммуникативность, чувство ответственности, чувство страха, нелюбовь к бездельникам.
К вопросу о функции Станислава
Вы еще рост-вес-объем бицепса приведите
Ну например, чего он от жизни-то хотел?
Ну ладно, вот вышел он на пенсию в 40 лет и чем занимался? Семь лет все-таки прошло.
Опять ИМХО, Рыска интереснее. Полина вообще никакая.
Я имела в виду, что они вписываются в один типаж. Одна прописана хорошо, другая никак, в этом вся разница.
Сурово
Возможно. Я Полину вообще никак не воспринимаю, поэтому...
Пенсию он получал, голубей в парке кормил. С друзьями встречался. Хотел быть полезным, но никак не мог решиться)))
Можно встречный вопрос - что вы подразумеваете под словом "прописана" применительно к герою книги? Интересно просто))
Как-то он слишком не специфический получился. Я все же склоняюсь к троллингу
Ну, многие купились (я сама поначалу тоже). Хотя троллинг тоже вариант интересный, я просто никогда на эту тему не думала.
Что оно читабельно, это единственное, что про него можно сказать хорошего . Но автор переплюнул сам себя, половину книги ничего не происходит
Угу. Нет, пусть бы ничего не происходило, но не происходило интересно, а тут этого нет.
Во второй части замутили средненький боевичек и половину персонажей задвинули подальше
Да я уж поняла по тому, что в конце прочитала. А половина персонажей, задвинутых подальше, - это еще по предыдущей книге "болезнь". Как и отсутствие их раскрытия. Про злодеев даже не заикаюсь
и довольно много моментов "дружно жалеем киборга
Интересно, а киборг там кого-нибудь пожалел? Это явно было бы интереснее.
7 лет? т.е. он СЕМЬ лет НИЧЕГО не делал, пока не пришел Вениамин и не провернул эту аферу с кораблем?
А как это характеризует его организаторские способности?
Кстати, не помню, в каком звании Станислав вышел в отставку?
Вы хотя бы пишите к кому обращаетесь
Книжка Космобиолухи, страничка первая - страничка последняя
То есть вы не можете ответить ни на один вопрос.
Хотел быть полезным, но никак не мог решиться)))
Так вы же пишите, что он по характеру организатор и командир?
И кому он хотел был полезным?
Можно встречный вопрос - что вы подразумеваете под словом "прописана" применительно к герою книги? Интересно просто))
Автор смог раскрыть образ.
Нет, пусть бы ничего не происходило, но не происходило интересно, а тут этого нет.
Но так не бывает
Интересно, а киборг там кого-нибудь пожалел?
Нет конечно, ему геройствоать надо и страдать
А половина персонажей, задвинутых подальше, - это еще по предыдущей книге "болезнь".
В предыдущей книге их еще и очень много
Кстати, не помню, в каком звании Станислав вышел в отставку?
Тут лучше спросить, а кто знает?
Чем автор смог раскрыть образ? Кто придумал мерило раскрытия? Глубже, глубже))) а то, я смотрю, только общие фразы)
Ну раз Вы не соглашаетесь, значит у Вас есть какие-то аргументы?
Вот еще, делать мне нечего)))
Так что вы тут делаете?
вы тут как коллективный разум)))
Ага, компания космических мозгоедов, заманиваем фанатов автора и подменяем
а то, я смотрю, только общие фразы
Так формулируйте вопрос нормально. Вы что хотели узнать?
Если всю жизнь прослужил рядовым, это тоже как бы... характеризует...
Флешбек у нас один, там персонаж явно подчиненный.
У меня еще был нескромный вопрос, как этот самый десант выглядит, в смысле как в Звездном десанте книжке? как в Звездном десанте кино? как в Хало? потому что это вроде не Вархеммер 40К.
В общем да. Но, ИМХО, это не настолько принципиально.
Но, ИМХО, это не настолько принципиально.
Вот я тоже решила, что на фоне всего остального это ерунда
Вот у меня тут вопрос еще возник, чем автор мог вдохновиться описывая характер киборга? В смысле у него должны быть специфические черты характера, по идее. Но если все упоминания про кибернитичность выкинуть, то получиться просто человек
Да, мне тоже так показалось. Хотя в первой книге все, если я не ошибаюсь, списывалось на программу, имитирующую человеческое поведение. Но вот во второй... Мне кажется, что при близком общении должно быть больше особенностей. И явных ляпов, по крайней мере во взаимоотношениях.
Те дурацкие вопросы о взаимоотношении полов, мне кажутся несколько притянутыми за уши...
Хотя в первой книге все, если я не ошибаюсь, списывалось на программу, имитирующую человеческое поведение.
Хочу себе такую же
Но если его поведением в первой книге программа управляет, то у них в конце по-идее должен быть вообще дугой человек
Мне кажется, что при близком общении должно быть больше особенностей. И явных ляпов, по крайней мере во взаимоотношениях.
Вот мне интересно каких, и где бы это можно было содрать
Те дурацкие вопросы о взаимоотношении полов, мне кажутся несколько притянутыми за уши...
ИМХО, это идет под пунктом: не меньше трех шуток на авторский лист.
Соглашусь. Но тут он вроде как "ушел в себя", так что сложно что-то сказать.
Вот мне интересно каких, и где бы это можно было содрать
Да элементарных. Реакция на шутки. Все-таки, для того чтобы понимать шутки, надо понимать откуда у них ноги растут... Взаимоотношения - постоянно не понимать, понимать не так, обижаться и обижать, того не желая...
ИМХО, это идет под пунктом: не меньше трех шуток на авторский лист.
Какие-то они вымученные и совсем не смешные...
Но тут он вроде как "ушел в себя", так что сложно что-то сказать.
Так потом внезапно вышел и ничего не изменилось
Какие-то они вымученные и совсем не смешные...
По-моему уже давно так
Вопрос я задала конкретный" что вы считаете прописанным в книге характером"? Вы мне ответили, что это когда автор раскрыл героя. Я задала следующий вопрос " ваши кретерии раскрытия"? Что непонятного в этих трех словах?)) опишите мне идеально раскрытого героя, с вашей точки зрения.
Потому что моя точка зрения на ваше текущее мнение такова: герои раскрыты, но вы не умеете читать книги, видеть авторскую мысль и делать выводы. Это меня очень интересует в вас как феномен психологии восприятия) вы махом приравняли Вольху и Шелену, хотя во всех группах авторских героинь ближе как раз Вольха и Полина. Вы путаете жизненные обстоятельства с чертами характера)) вы почему-то считаете, что Дэн, Альк и Верес были красивыми, хотя в книгах сказано в некотором смысле противоположное или не сказано вовсе. Вы не видите развития героев, не можете понимать, что вам пытается сказать автор. Поэтому мне интересно - назовите ваши кретерии раскрытия героя автором. Можно на примере, но именно кретерии, а не имя)
Мне просто интересно понять вашу логику и ход мыслей.
вы почему-то считаете, что Дэн, Альк и Верес были красивыми, хотя в книгах сказано в некотором смысле противоположное или не сказано вовсе
"Высокий, черноволосый, молодой еще мужчина. Довольно смуглый, но светлоглазый, с располагающим, слегка ироничным лицом". Это "в некотором смысле противоположное" от красивого? Ну-ну.
Высокий, черноволосый, молодой, глаза светлые, кожа смуглая, лицо насмешливое и вызывает доверие. Это именно то, что сказано о Вересе. Красивый - это эстетически привлекательный. Красивый может не быть располагающим и ироничным. Ироничный и располагающмй может не иметь эстетической привлекательности - ее заменит психологическая, которая не является синонимом красоты. Вы подменяете понятия, я вам уже на это указала)) и именно поэтому посоветовала перечитать Космобиолухов - авось научитесь видеть смысл текста. Я ошиблась. Вам надо перечитать или просто прочитать пару учебников по русскому языку, посвященных лексическому значению слов и восприятию их в контексте))))
Все, вопрос о "прописывании героев" снят с повестки))) вы не из тех, кто в состоянии на него ответить))) спасибо за приподнятое настроение, вы были забавны)
Я вас еще раз прошу, пишете к кому обращаетесь. Вот как к вам пишут, а то ваши посты выглядят вещанием в пространство.
Что непонятного в этих трех словах?))
С какой стати вам должны отвечать?
Потому что моя точка зрения на ваше текущее мнение такова
И что? Вы свою точку зрения ничем обосновать не можете, в таком виде ваше мнение никому не интересно
Вы не видите развития героев, не можете понимать, что вам пытается сказать автор.
И что он пытается сказать?
Поэтому мне интересно - назовите ваши кретерии раскрытия героя автором.
Возьмите учебник литературы или загуглите на худой конец, эти критерии для всех одинаковые.
А с фига ли я должна считать Вереса некрасивым? Потому что он в ваш эстетический идеал не укладывается? Когда автор захотела описать типаж некрасивый, но симпатичный, она описала Марка и Марена. Когда понадобилось описать красивого, но отталкивающего, она описала дружка Тайринн. А Верес вот такой вот вышел, гармоничное сочетание внешней и внутренней красоты.
Но так не бывает . Или персонажей разворачиваем, или мир, или ружья для сюжета
Я имела в виду что-то типа филеров в аниме. Вроде бы они должны добавлять какие-то черты персонажам, но не всегда это происходит, но среди них попадаются довольно интересные.
В эколухах проредили, но все равно ничего не вышло.
Я как раз расчитывала, что уж тут-то, при сокращении числа героев, на них автор развернется.
Нет конечно, ему геройствоать надо и страдать
Ужос. Не, в моем любимом "Эй Ай" тоже геройствовали (не в меру) и страдали (в меру), но выразить свое отношение к окружающему миру не забывали
Я имела в виду что-то типа филеров в аниме.Вроде бы они должны добавлять какие-то черты персонажам, но не всегда это происходят, но среди них попадаются довольно интересные.
Очень похоже, но с них все равно не начинают
Я как раз расчитывала, что уж тут-то, при сокращении числа героев, на них развернутся.
Вот я тоже. Как ни странно, но персонажи Белории поживее будут.
Ужос. Не, в моем любимом "Эй Ай" тоже геройствовали (не в меру) и страдали (в меру), но выразить свое отношение к окружающему миру тоже не забывали
А не к чему свое отношение выражать
Страдания прописаны как-то невнятно, чего киборга не устраивало тоже, с чего он вначале что-то решил про свою команду, тоже не описано.
Геройствования на самом деле тоже мелкие. С учетом концовки с Алексеем и пилотом вообще непонятно чего они там разбегались.