читать дальшеЛиричесике отступление про обманутые ожидания:
«Добро пожаловать в Рапгар! Просвещенную столицу цивилизованного мира, город тысячи народов, королевство страстей, вселенную пара и магии.»
Аннотация нескромно намекает, а жанр прямо указывает, что история происходит в мире стимпанка.
Не знаю почему, читатели-издатели дружно записали роман в стимпанк. Где его там увидели? Потому что герой прокатился на паровозе и где-то там, на дальнем плане, виднеются паровые шагающие машины?
Стимпанк – паропанк – прежде всего атмосфера открытий и потрясений, гимн техническому прогрессу, а уже потом пару. Мир инженера Гарина, доктора Моро и профессора Доуэля. Промышленная революция идет полным ходом, неизвестных уголков на планете почти не осталось, скоро откроют последний химический элемент и запустят вечный двигатель, мир покоряется человечеству.
Паропанк стремительный и индустриальный, закопченный тысячью угольных печей, с вечной духотой от газовых светильников и смогом от гигантских фабрик. В нем корабль по революционному проекту может устареть раньше, чем будет достроен. В повседневность вошли вещи, еще вчера бывшие безумными изобретениями.
В этом мире все захвачены прогрессом. Следящие за модой дамы носят ожерелья из стеклянных шариков с радоном, а вместо вееров у них миниатюрные вентиляторы из черепахового панциря. Кстати, эмансипация уже свершилась или идет полным ходом. Джентльменам тоже приходится соответствовать, непринужденно пересаживаясь из открытой кабины биплана в не менее открытую кабину парового автомобиля. Защитные очки прочно вошли в повседневный гардероб.
Где все это в Пересмешнике? Созданный автором тихий зарастающий пруд, где годами происходит одно и то же, жители, не спеша, занимаются обычными делами, распланировав жизнь на десять лет вперед. Да и герои ничего не изобретают, ничего не открывают и даже никуда не стремятся. Вместо паропанка имеется усредненное городское фентези в усредненном викторианском антураже. Невесело.
Но с детективом совсем грустно. Мало того, что представлена очередная вариация на тему Джека Потрошителя, так еще и разгадка в стиле «убийцей был бродяга». Герой даже не мечется, неторопливо прогуливается, изображая расследование. Догадаться по вываленным фактам, что происходит невозможно, поэтому в один прекрасный момент героя берут за руку, усаживают в кресло и все объясняют. После этого начинается фентезийный квест-боевик по спасению мира города и прекрасной дамы.
Провал с миром и детективной линией могли вытянуть на себе интересные персонажи, но их тоже не случилось. Хотя Главному герою выдали очень интересную особенность: Он уже умер. Казалось бы, открыты все дороги, дважды не казнят, можно делать что угодно и автору и персонажу. Можно закрутить и приключенческую, и юридическую, и трагическую коллизию, а ничего не происходит. Да и про самого героя сказать нечего, ни сочувствия, ни восхищения, ни негодования он не вызывает. Медленно-медленно дрейфует по пруду, показывая читателю местные достопримечательности. Главная героиня в двух ипостасях выглядит так же блекло и схематично.
Приятель-родственник главного героя, вместе с горгульями и его подружка-полукровка выглядят откровенным фансервисом. На сюжет не влияют, действие не оживляют, так что непонятно зачем они нужны. Про противников нельзя сказать даже такого минимума. Кто они были, чего хотели и как были побеждены, выветривается из памяти сразу после закрытия книги.
Итого:
Синдром обманутых ожиданий во всей красе: все знают, что в аннотации пишут всякую ерунду, а Пехов не умеет строить детективные сюжеты, что было ясно еще по Мантикоре. Но почему-то каждый раз ожидаешь, что автор поднимется на ступеньку выше, а не будет топтаться на одном месте.
Наверное, если подходить объективно, это приличное городское фентези с элементами детектива, в целом выше среднего уровня, но то же самое можно было сказать и про Хроники Сиалы.