19:44 

Мода в фентези

Windhose

Дорогой ПЧ, ты сам знаешь кто, ты меня вдохновил на написание этой заметки, это в том числе камень в твой огород. Я бы еще добавила про много разного, но пока остановимся на одежде.

- Вы подходите к шкафу и выбираете, не знаю… мешковатый голубой свитер, поскольку хотите всем показать, что вы – человек серьезный, и вас совсем не волнует, во что вы одеты. Но. Вы не знаете о том, что этот свитер - не просто голубой. Не лазурный не бирюзовый, а небесно-голубой. И вам невдомек, что в 2002 году Оскар Де Ла Рента создал коллекцию платьев небесно-голубого цвета. А затем, кажется, Ив Сен-Лоран – коллекцию небесно-голубых френчей… И вскоре другие дизайнеры ввели небесно-голубой цвет в свою палитру. Затем он просочился в крупные магазины одежды, а потом спустился еще ниже, достиг какого-нибудь магазина уцененных товаров, где вы его и выудили. Однако, ради появления этого оттенка были затрачены миллионы долларов и огромный труд. И хотя вы уверенны, что сделанный вами выбор подчеркивает вашу независимость от моды, на самом деле вы носите свитер, который был выбран для вас людьми в этой самой комнате… Из горы тряпок.

Потому что именно такое впечатление у меня осталось после чтения ФБ-фанфиков, но надо быть справедливым, то же самое происходит практически во всех современных фентези-романах. Авторы повально игнорируют, что надето на их героях, почему герой выбрал именно эту шмотку и что вообще происходит с одеждой в окружающем мире.
Я конечно пристрастна, люблю описание одежды в тексте, люблю когда автор использует описание одежды для создания антуража или характеристики персонажей. Но сейчас такое впечатление, что существует только два полярных направления для описания одежды:

Первый вариант, это когда автор все описание одежды выдает «списком покупок», просто перечисляя детали гардероба на ровном месте, никак не связывая это логикой теста. Появился персонаж, автор выдал его фоторобот, с припиской «был одет» и сюжет побежал дальше. Этим больше грешат мужчины-писатели, описывая военный гардероб и снаряжение героя с музейной дотошностью, дамы прославились печально известным «топиком», который благополучно вышел из моды и гардеробов лет пять назад, но все еще является на страницах фантези.

Второй вариант, когда автор полностью игнорирует, что надето на персонажах и детали одежды в тексте появляются только при сюжетных действиях, например, персонаж снимает шляпу, но что это была за шляпа остается только догадываться. А она может быть «новой», «шикарной», «вышедшей из моды» или «штопанной». Эта же шляпа может сочетаться или не сочетаться с остальной одеждой персонажа, или весь наряд контрастировать с одеждой окружающих, быть слишком бедным или наоборот вызывающим роскошным. И это будет характеризовать не только персонажа, но и мир вокруг него.



Хороший пример, это Скарлет в знаменитом зеленом платье из портьеры. Кто помнит книгу, знает, что помимо шикарного платья на ней были драные туфли, в которых жутко мерзли ноги, и холодное котиковое манто, так вот весь этот образ прекрасно передает все происходящее в мире, где сохранились остатки былой роскоши, но не самого необходимого. И не надо слезно описывать, что была война, разруха и все не так хорошо как кажется, хотя многие пытаются держать лицо, это и так видно.

Отдельный случай, когда автор ведет рассказ о своем мире, пусть антураж и построен как аналог реальной исторической эпохи, и тут начинается веселье. Я даже не говорю про непринужденное соседство викингов и кринолинов. Что тут можно сказать, бывает, в нашей реальности те же кринолины соседствовали с каменным веком Африки и Океании, но это совсем другая история.

Чаще всего при построении мира автор берет антураж симпатичной ему эпохи и пристраивает к ней другую историю и географию, при этом оставляет все приметы времени, не будим придираться к существованию кашемировых шалей в мире без Индии или шелка в мире без намека на Китай, спишем это на условности. Разделение моды по социальным классам тоже трогать не будем, коснемся только взаимодействия моды и происходящего в мире.


Велосипед, сделавший для эмансипации женщин больше, чем все суфражистки


Мода не существуют сама по себе, это всегда ответ на текущее состояние общества и технологического прогресса. Появился новый социальный класс, которому надо продемонстрировать свое влияние и богатства – будут господствовать вычурные и избыточные наряды или логотипы напоказ, в зависимости от эпохи. Ранее господствующий класс попытается как-нибудь отмежеваться от нуворишей и тоже изменить манеру одеваться. Произойдет быстрое изменение внешнего вида двух больших групп людей, а с ним и общего облика описываемого мира.


Как только человечество увлеклось идеей "близости к природе" и долгим прогулкам туфли-мюли вышли из моды


Если в обществе господствует идеализация простой жизни и близости к природе – господствуют наряды, стилизованные под местный «народный костюм», исчезают тканевые миниатюрные туфли, появляются кожаная прочная обувь для прогулок. Увлечение идеями свободы, равенства и римского права подарит местный ампир.
Технический прогресс так же изменит моду, появление разветвленной железной дороги подарило миру, кроме всего прочего, купальный костюм. Он понадобился только тогда, когда у большого количества народу появилось возможность выехать «на воды» и пляжи заполнились отдыхающими. Изобретенный телеграф-телефон-интернет или любой другой аналог моментально глобализирует моду в той или иной степени.


Нью-Лук как ответ на полвека войн и подвигов


В мире вечной войны дама в мужской одежде или доспехах ни у кого не вызовет особенных эмоций. Миру, переживающему любую катастрофу, будет все равно на приличия в одежде только на функциональность, но моду, как ни странно это не отменит. Шелковый платок, кушак, кожаный пояс, меховые перчатки, в зависимости от обстоятельств, все что угодно может стать «модной вещью».

В войну наряды и нравы будут много проще, а вот долгое спокойствие наоборот все законсервирует и усложнит. Чем больше потрясений в данный момент испытывает общество, тем более радикальные изменения будут происходить в одежде. В целом банальная идея, но ее никто не использует при построении мира. Чаще всего одежда и мода остаются неизменными, хотя действие книги может растянуться на много десятилетний и включать в себя три больших войны и техническую революцию.

Собственно поэтому и необходимо уделять моде и одежде хоть какое-нибудь внимание при конструирование мира - все социальные процессы и господствующие увлечения моментально отражаются на одежде. Иногда отражение происходит очень нетривиальным способом как название мини-бикини.


Все кимоно шью из рулонов ткани шириной от 36 до 72 см. Ширину ткани для кимомно определяет размах рук ткача создающего материал, а прямой покрой дефицитность материала в Японии.


В данный момент происходит явный перекос с описанием антуража, авторы выясняют принципы работы и дотошно описывают габариты дизеля на подлодках, принцип работы средневекового арбалета Валахии средних веков и аркебузы Японии нового времени, чем терция будет отличатся от баталии и технологию заточки бронзового меча. При том, что данные детали влияют на двадцать процентов сюжета и занимают десять процентов места в тексте. А самый часто используемый, если не единственный, прием с одеждой в тексте это вау-эффект, когда героиню из мужской одежды\обносок\строгого наряда переодевают в шикарное платье.


Очень долго кружево было очень дорогим материалом и шло в основном на отделку манжет или воротников. Но после изобретения машинного производства кружев, появилось возможность создавать кружевные платья.


Я не призывают выписывать весь гардероб персонажа до последней пуговицы и детально прорабатывать существующие в описанном мире стили одежды и их изменение. Единственное что хочется, чтобы авторы уделяли этому моменту хоть какое-нибудь внимание и соотносили костюмы персонажа, образ персонажа, а так же исторические события происходящее в их истории.

И прежде чем описывать как герой походя заказывает полдюжины рубашек к этой пятнице, задуматься, существует ли в их мире швейная машинка технологическая возможность, чтобы успеть все это пошить?
Еще есть совсем отдельный случай, когда действие происходит в современном или близком к нему мире. Если затрагивается вопрос одежды, или не дай бог моды, или, совсем кошмар, стиля, авторы поголовно начинают оперировать клише десятилетней давности и путают понятия :(. Но про это я пока не буду.


Мимо увлечения человечеством космоса и развития авиации мода тоже не прошла.




Вопрос:
1. Мне держать марку и обвесить пост десятком картинок или забить?
2. И кто-нибудь хочет про современную моду?
запись создана: 14.09.2013 в 15:19

@темы: подборка картинок, на кошках, мода, просто так

URL
Комментарии
2013-09-14 в 15:30 

AnnetCat
Покажи-ка мне ухо - не острое ли?
Обвесить! и хочет))

2013-09-14 в 15:38 

Шолль
Odi et amo. Quare id faciam?
Плюсуюсь.
А вот еще вопросег: куда отнесешь появление нью-лук после войны? :D

2013-09-14 в 15:48 

Windhose
Шолль
куда отнесешь появление нью-лук после войны? :D

В смысле куда? Все туда же, ответ на исторические события :). Девушкам во время войны стало ясно, что быть "суровой дамой" тяжело, поэтому они захотели обратно, в платья и прочее:

"В 1920—1930-е годы сформировался принципиально новый женский тип — активная, решительная спортсменка, которая работает наравне с мужчинами, а вечером без устали танцует модные танцы. В моде — загар, крепкое худое тело, короткие стрижки. В 1940-е годы этот образ стал ещё более «суровым», поскольку женщины стран Европы и Америки испытали на себе тяготы войны. Как обычно бывает в истории моды, за периодом аскетизма последовала эпоха расточительной роскоши: стиль, предложенный Кристианом Диором явился реакцией на строгость и умеренность предшествующего периода."

URL
2013-09-14 в 16:59 

Мотока
очень интересный пост!
я знаю, что это звучит странно, но это вроде как был фидбек

2013-09-14 в 17:07 

Windhose
Мотока
очень интересный пост! я знаю, что это звучит странно, но это вроде как был фидбек

Спасибо :), про фидбек, это в смысле отметка "я тут был и читал"? :-D

URL
2013-09-15 в 01:52 

Xrenantes
Плыть - надо, жить - не обязательно.
Сказать мне нечего, не мой профиль :) Но прочитал с удовольствием, проба желательна )))

2013-09-15 в 12:20 

Кошка Инга
Нельзя быть пушистой для всех - растащат на воротники...
Интересно!

2013-09-16 в 10:17 

Botan-chan
Пишу за фидбэк.
я хочу про современную моду! *___*

2013-09-16 в 14:34 

Лотильда
Vulpes pilum mutat, non mores
Писать об одежде много совсем не обязательно. Полно классики, где этого мало. У Толкиена вообще не сильно понятно, что носят герои и ничего. Какое-то это женское желание. Это просто одна из красок на палитре художника.

2013-09-16 в 14:50 

Windhose
Лотильда
Писать об одежде много совсем не обязательно.

Не обязательно, по сути о любом антураже писать много не обязательно, главное что бы было достаточно, а вот этого часто и нет, а еще чаще этот момент не продуман совсем.

У Толкиена вообще не сильно понятно, что носят герои и ничего.

Судя по хоббитам в пальто и подтяжках и гномам в кольчугах он и сам не особенно понимал:-D.

Какое-то это женское желание.

Э-э-э...

Это просто одна из красок на палитре художника.

Скорее цвет, нужно быть очень хорошим мастером, чтобы его не использовать, но в некоторых случаях без него не обойтись.

URL
2013-09-16 в 15:16 

Лотильда
Vulpes pilum mutat, non mores
Windhose, Не обязательно, по сути о любом антураже писать много не обязательно, главное что бы было достаточно, а вот этого часто и нет, а еще чаще этот момент не продуман совсем.
Ну да. У Толкиена к примеру много пейзажей подробно описанных ) Но мир вполне живой и как-то материальная культура по маленьким штрихам сама выстраивается. Круто. когда человек тоже сам додумать может.

Скорее цвет, нужно быть очень хорошим мастером, чтобы его не использовать, но в некоторых случаях без него не обойтись.
Ну да. Хотя если брать ту же живопись по аналогии, то раньше мастера умели 5 земляными краскам созздать красочное и живое полотно, а сейчас изобилие красок и пишут многие вырвиглаз )))

2013-09-16 в 15:27 

Windhose
Лотильда
Но мир вполне живой и как-то материальная культура по маленьким штрихам сама выстраивается. Круто. когда человек тоже сам додумать может.

Но совсем не круто, когда читатель по штрихам додумал одно, а автор потом прямым текстом написал другое.
Непротиворечивое описание материальной культуры по штрихам возможно только в случае, если автор ясно представляет во что и почему одеты его персонажи.

Ну да. Хотя если брать ту же живопись по аналогии, то раньше мастера умели 5 земляными краскам созздать красочное и живое полотно, а сейчас изобилие красок и пишут многие вырвиглаз )))

-_- Я имела в виду "цвет", к семь цветов радуги раньше или как три цвета RGB сейчас.

URL
2013-09-16 в 20:53 

ГРЕШНЫЙ АНГЕЛ
Женщина ,как ветер может быть ласковой и сильной одновременно,кружит голову и абсолютно непредсказуема=)
очень интеерсный пост и конечно хотелось бы продолжения=)

2013-09-16 в 20:55 

Windhose
ГРЕШНЫЙ АНГЕЛ
очень интеерсный пост и конечно хотелось бы продолжения=)
Спасибо :), продолжение готово :).

URL
2013-12-26 в 12:06 

Diary best
Искатель @сокровищ
Можно процитировать?

2013-12-26 в 12:07 

Windhose
Diary best, конечно :).

URL
2014-01-14 в 12:20 

Diary best
Искатель @сокровищ
Ваш пост добавлен в Diary best и участвует в Конкурсе на лучшую запись месяца.

2014-01-14 в 15:20 

Ishytori
Музыковедьма
Windhose, спасибо за интересный пост))

2014-01-14 в 15:54 

Кленуша
Мышьяк Арсений
Спасибо за интересный пост! Можно утащить к себе?
И да, про моду надо очень)
А еще, можно вопрос? Возможно, вы знаете, где можно прочитать про одежду в США в разные периоды людей различного социального статуса? Особенно интересует период 1820-40гг., но ничего достойного найти не смогла, так как в этой теме профан полный(

2014-01-14 в 16:36 

Л. Дан
Ты можешь
2014-01-14 в 17:38 

Llarian
Спасибо за очень интересный пост:woopie:
Было бы безумно интересно почитать более развернутую версию, с ещё большим количеством примеров и картинок. А то конечно можно самостоятельно поискать и выяснить, какая мода сопутствовала тем, или иным историческим событиям. Но было бы здорово увидеть логику за этим соседством и происходящими переменами.
Было очень интересно читать!! Спасибо!

2014-01-14 в 20:34 

Windhose
Ishytori, Л. Дан,

Пожалуйста, рада что понравилось :).

Кленуша,
Спасибо за интересный пост! Можно утащить к себе?

Конечно :).

А еще, можно вопрос? Возможно, вы знаете, где можно прочитать про одежду в США в разные периоды людей различного социального статуса? Особенно интересует период 1820-40гг., но ничего достойного найти не смогла, так как в этой теме профан полный(

Можно почитать "Унесенные ветром" :-D, не уверена что там есть именно те года, но в книге много хороших описаний нарядов.
Из блогов b-a-n-s-h-e-e.livejournal.com/, anna-warvick.livejournal.com/, eregwen.livejournal.com/, la-gatta-ciara.livejournal.com/, так же у этих блоггеров можно посмотреть сообщества по нужной теме.


Llarian, Спасибо за очень интересный пост

Пожалуйста :).

Было бы безумно интересно почитать более развернутую версию, с ещё большим количеством примеров и картинок.

Это можно тыкать на абсолютно любой материал-фасон-силуэт и писать пост откуда оно взялось и куда потом делось :nope:.

Но было бы здорово увидеть логику за этим соседством и происходящими переменами.

Логика чаще всего "Ура! мы можем сделать такую штуку!", например электрическую лампочку, после чего резко меняется мода на вечерний макияж :-D Есть что-то вроде продолжения этого поста про современную моду, так же по верхам.

URL
2014-01-14 в 20:39 

Кленуша
Мышьяк Арсений
Windhose, спасибо)

     

Windhose

главная